Реакция этического отторжения: допустима ли трансплантация тела?
В начале 2015 года итальянский нейрохирург Серджио Канаверо сделал сенсационное заявление о намерении провести трансплантацию головы и запустил проект под названием HEAVEN. По мнению Канаверо, такая операция должна помочь в первую очередь людям с онкологическими заболеваниями и дегенерацией мышц.
Помимо очевидных технологических и научных проблем, у этой операции существует ряд вопросов этического характера, порождающих противоречия и в научном мире и непонимание в обществе. Поговорим сначала о первых.
Реакция иммунного отторжения и осложнения иммунодепрессивной терапии
Одним из основных препятствий к проведению трансплантации головы является большая вероятность ее иммунного отторжения донорским телом.
Чтобы этого не произошло, пациенту придется принимать большие дозы иммунодепрессантов, которые отличаются высокой токсичностью и которые могут провоцировать развитие раковых заболеваний.
К тому же ученые выяснили, что большинство пациентов, перенесших какую-либо трансплантацию, часто подхватывают оппортунистические инфекции, такие как повторное пробуждение цитомегаловируса, клостридий и герпеса. Подобные операции часто ассоциируются с метаболическими осложнениями — гипергликемией, гиперлипидемией и нарушением функции почек.
Поэтому возникает вопрос: насколько оправдана в таком случае операция по пересадке головы, провоцирующая неизбежное развитие осложнений, возможно, несовместимых с жизнью?
Серджио Канаверо считает, что современные иммунодепрессанты на начальном этапе восстановления после операции способствуют регенерации центральной нервной системы и не вызывают раковых осложнений после длительного приема. Разные виды трансплантируемых тканей имеют свою степень отторжения, и самой "ксенофобской" при этом является кожа человека. Голова же составляет всего 8% от массы тела. Тут следует учесть, что в случае с трансплантацией головы тело донора будет ее отторгать, а не наоборот.
Ответ на этот вопрос можно найти в успешности трансплантаций одной из частей головы – ее лица. К 2015 году медики успели провести примерно 30 подобных операций, а также пересадку свыше 100 рук и частей рук.
Опыт этих операций показывает, что трансплантированные части тела приживаются в долгосрочном периоде в 94% случаев и что они отторгаются исключительно при некорректной иммунодепрессивной терапии.
По мнению специалистов проекта HEAVEN, разработанный способ комбинирования иммунодепрессантов и их различных способов введения позволит достичь "перезагрузки" иммунной системы с дальнейшим снижением доз препаратов в течение нескольких лет.
Поэтому ученые полагают, что в идеале после трансплантации головы человеку не нужно получать препараты, препятствующие отторжению пожизненно, и, следовательно, осложнения от их длительного приема не будут угрожать здоровью и жизни пациента.
Трансплантация души и изменения личности? Психологические проблемы трансплантологии
Существуют убеждения, что трансплантация человеческого тела неизбежно вызовет изменения личности самого реципиента.
Согласно этой концепции, человеческое тело содержит частицы души, и после трансплантации реципиент станет проявлять черты характера и особенности поведения донора.
Сторонники этой идеи особенно опасаются того, что может произойти в тех случаях, когда в качестве донорского материала используются тела казненных преступников. К тому же обновлённому человеку морально сложно осознать и принять чужое тело, тем более тело человека с криминальным прошлым.
Здесь они говорят о том, что в практике трансплантологии существуют случаи, когда люди не смогли смириться с наличием чужеродного органа уже умершего человека и заканчивали жизнь самоубийством.
С точки зрения науки, подобные проблемы существуют только на уровне психики человека. Например, в случае трансплантации конечности, принятие чужеродной руки как своей требует длительной психологической подготовки. Поэтому получатели трансплантанта должны тщательно отбираться посредством клинического и психиатрического скрининга.
Человек не сможет управлять телом после операции?
Большинство противников проведения операции сходятся во мнении, что существующие технологии трансплантации не способны вернуть подвижность и контроль над телом человеку, и максимум, что сможет чувствовать человек в случае успешной трансплантации, — это свое лицо.
Гуманна ли операция, которая сделает последующую жизнь человека невыносимой?
По мнению Канаверо, решение данных проблем заключается в воздействии на области мозга пациента, отвечающие за самовосприятие. Как он отмечает, современные когнитивные исследования показывают, что самосознание человека — всего лишь иллюзия, которая по желанию может быть изменена.
Более того, существующие уже сейчас технологии иммерсивной виртуальной реальности (ИВР – искусственная реальность, которая создается в сознании человека под действием технических систем) могут заставить человека ощущать искусственные или вымышленные конечности и научить его управлять ими.
Например, недавно ученые смогли присоединить к телу добровольца резиновую руку с полной иллюзией ее ощущения как части тела.
То же самое относится и к пересадке головы, где трансплантируется тело целиком. В соответствии с планами Канаверо, за несколько месяцев до фактической операции дополнительно будет использована технология ИВР для того, чтобы реципиент смог привыкнуть к новому телу. Для максимального эффекта в процессе также будет задействован гипноз.
Религиозные противоречия в вопросах трансплантации
В самой Италии посмертная трансплантация вызывает неоднозначную реакцию, а католическая церковь резко порицает практику трансплантации человеческих тел после смерти. Русская православная церковь, напротив, одобряет принесение себя или части своего тела в жертву другому человеку как проявление христианской любви, что даже прописано в "Основах социальной концепции РПЦ".
Директор ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, главный трансплантолог Минздрава РФ Сергей Готье так комментирует общее негативное отношение общества к донорству органов: "Соотечественники просто не хотят понимать, что, отказывая, они лишают надежды на жизнь нескольких сограждан. По-христиански, да и просто – по-человечески ли это? Не думаю. К сожалению, ни государство, ни церковь, за исключением отдельных ее представителей, до недавних пор не занимались разъяснением этического смысла донорства. А ведь делать это надо начинать чуть ли не с детского сада, как в европейских странах".
Антиэтические исследования на животных
Каждый год миллионы животных умерщвляют в ходе исследований, большинство из которых не имеют перспектив применения и нацелены лишь на публикации в научных изданиях.
В то же время некоторые из этих исследований внесли огромный вклад в развитие медицины и открыли также новые возможности в трансплантологии, в том числе работы Роберта Дж. Уайта и Владимира Демихова. К подобным исключениям следует отнести эксперименты с мышами ученых Южной Кореи по склеиванию спинного мозга с помощью биоклея — полиэтиленгликоля (ПЭГ).
Именно с помощью биоклея ПЭГ в ходе операции по пересадке головы планируется соединить до 30% нервных клеток, отвечающих за передачу нервных импульсов от головного к спинному мозгу.
Полиэтиленгликоль также имеет широкие перспективы в использовании людьми, пострадавшими от ДТП или получившими производственные травмы.
Репродуктивные вопросы этики донорства
Сложно представить, что придется пережить родственникам донора тела. Как принять, что твой близкий человек, мозг которого уже умер, станет всего лишь обслуживающей частью чьей-то чужой головы?
И если новое тело будет полноценно функционировать, не менее сложен вопрос планирования будущего потомства. Такую операцию, вероятно, следует сопровождать замораживанием половых клеток реципиента и, возможно даже, стерилизацией донорского тела во избежание нежелательной наследственности.
Серджио Канаверо придерживается иной точки зрения: "Для меня это не выход, и я не стану поддерживать "стерилизацию" тела донора. HEAVEN – это проект оживления, позволяющий жизни распространяться. Но в то же время HEAVEN — это не лекарство от бесплодия!"
Законодательное регламентирование, грани справедливости и черный рынок трансплантологии
Проведение операций по пересадке головы порождает ряд вопросов нормативного и законодательного характера:
Каким образом возможно регламентировать очередь на получение донорского тела и по каким критериям?
Как определить, где приоритет — в пересадке всего тела или отдельных органов для спасения жизней нескольких людей?
Ван Ифан, эксперт по медицинской этике из Пекинского университета, считает, что "использование тела донора, чьи здоровые органы могли бы помочь нескольким людям, только ради одного человека, возможно, несправедливо".
В российской практике трансплантологии получение донорских органов регламентируется по следующим критериям: совместимость по медицинским показателям донорского органа и потенциального реципиента, жизненная важность трансплантации, а также длительность нахождения в листе ожидания. Эти критерии учитываются последовательно, исходя из принципа справедливости при распределении донорских органов медицинской биоэтики.
В нашем случае вполне вероятно, что будет учитываться критерий возможного числа спасенных пациентов. Тогда возможность пересадки головы, вероятно, не получит должного развития без государственной поддержки.
Получается, что трансплантация головы станет доступна лишь самым обеспеченным гражданам, а не действительно нуждающимся в этом. Поэтому появляются резонные опасения в появлении черного рынка продажи людей для донорства тела.
Как считает Сергей Готье, коммерциализации в этой сфере ни в коем случае нельзя допустить – ни законодательно (как сейчас и есть), ни даже на уровне дискуссий.
международном уровне основы соблюдения законности и справедливости в странах, развивающих у себя пересадку органов, определены в Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами, принятой в 2008 году без участия России.
Несмотря на то, что Россия официально не была приглашена на эту встречу, российское профессиональное сообщество добровольно следует обозначенным положениям. В России основным механизмом, регулирующим процедуры донорства, является вступивший в силу 1 января 2016 года федеральный закон "О донорстве органов человека и их трансплантации".